Главному нестяжателю Руси

По душе и по уму. О Ниле Сорском

Памятная плита главному нестяжателю Руси находится в селе поэта Столбищи

для увеличения фотографии нажмите на нее

Этой весной, 20 мая, исполнится 505 лет со дня упокоения преподобного Нила Сорского — отца Русской Церкви, мыслителя, книжника и великого нестажателя. Уже давно пример его жизни вдохновляет меня, в том числе и в творчестве. Нил Сорский — выдающийся публицист своего времени — был натурой философского, лирического склада и учил созерцательной жизни, что мне как поэту близко и понятно. Но главное — я разделяю многие его убеждения и как человек верующий. «Чтение молитв и всякое прилежное богослужение не ведет само по себе к спасению без внутреннего делания», — говорит Нил и таким образом призывает людей быть внимательным к различным состояниям души и осмысливать каждое свое действие. Совершив паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь (туда, где принял постриг будущий святой), я получил благословение его настоятеля, и в 2008-м году установил памятную плиту в честь моего духовного покровителя — Нила Сорского у Троицкой церкви в своем родном селе Столбищи. Это — знак моего глубокого почитания и признания правил жизни, которые проповедовал святой подвижник с любимого мною Русского Севера. Эти правила и хочу сегодня вспомнить: ведь они и спустя столетия не утратили своей актуальности.

«Лучше с разумом пить вино, чем пить глупо воду». Пост, по Нилу Сорскому, — не изнурение себя, а простая умеренность в еде. Можно есть и хорошую пищу, но с умом — как целебное средство, когда тело требует поддержки. «Безмерный пост и безмерное воздержание приносят еще более вреда, чем ядение до сытости», — считает Нил. Заглядывая в человеческую душу, он понял, что исполнение внешних подвигов благочестия ведет к тщеславию, самому ненавистному для него греху. Главный же, духовный подвиг верующих Нил Сорский видит именно в «умном делании», которое есть не что иное, как борьба с дурными помыслами, которых он насчитывает восемь: чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

«Лучше бедным помогать, чем церкви украшать». Многим это утверждение Нила Сорского покажется спорным, ведь одно не мешает другому. Да и не будь на Руси пышно убранных храмов — возможно, и сама наша вера была бы в чем-то иной... Но, как говорится, на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал! Великий нестяжатель напоминает о главной цели верующего — преумножении духовных богатств, и предостерегает от чрезмерного увлечения внешней роскошью. 
Сам Нил Сорский — основоположник скитского жития на Руси — позволял принимать подаяния в незначительном размере и только в случае крайней нужды или болезни. Церковь в ските не должна была иметь никаких богатств и украшений; серебро и золото изгонялось из нее строго. Нелюбовь Нила к роскоши была так велика, что даже после его смерти, когда Иван Грозный хотел построить в Нило-Сорской пустыни каменную церковь, то преподобный явился царю во сне и приказал не строить каменной церкви, а велел воздвигнуть деревянную. Об этом предании мне напоминают несколько камней, которые я положил рядом с памятником в честь святого. Я привез эти валуны с протекающей в Вологодской земле реки Сора, на берегу которой почти пять веков назад и был основан скит преподобного Нила, ныне — Нило-Сорская пустынь. Вот каким я увидел ее великого и скромного основателя — главного нестяжателя Руси…

Постскриптум. Преподобный Нил Сорский много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он основал обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным на Афоне. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая (по новому стилю — 20 мая) 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.