В черную рамень занес меня мокрый октябрь
Марь
Марь - гиблое место в лесном урочище, низина, пойма рек, кочки и болото, черное редколесье. Кому-то может померещиться женщина или девушка в белом. В старину люди всегда не заходили и обходили стороной эти места.
Черный рамень - дремучие леса, в преимуществе растущих ольхи, осины, разных пород ивняков, растущих по обширным поймам вдоль лесных речек. Бывает такое, что лесные речки, на малом растоянии объединяются в одну в большую речку. Весной в разливы в этих местах вообще невозможно пробраться, а осенью это место напоминает какую-то преисподню. Мне часто приходилось на лосиной охоте стоять там на номерах. И когда уже смеркалось черная рамень наводила на меня ужас. Вдруг меня забудут окликнуть, мол лоси прошли стороной, но и в таких местах жили люди. Быт, культура, традиции были на самом чистом высшем уровне. В нашей заволжской стороне, в треугольнике Ковернинского, Городецского, Семеновского, но и Борского стояли скиты. И даже в то время прокладывали дороги каменки, а в наше время их разбили лесовозы, которые свели всю на нет красную рамень. Это ель, сосна, которая охранялась местными веками. К лесу относились как к родной матери. И вот я иду по этой каменке, смотрю на лес. Это так надо не любить Россию, а мы говорим про НАТО. Вот где она страсть внутри, когда врага не видно. Это особый большой рассказ, который хочется написать позже, и о старообрячестве. Вот где она Белая Русь. Находите в моей книге "Последний поэт деревни" "Староверы".
Скорбят Заволжские леса
Кондовой русской веры,
И ждут пришествия Христа,
Чистилищ староверы...
Толкование:
Кондовой - это строевой лес красных пород деревьев: ель, сосна, пропитанной годами смолой-живицей, лес без подсочки не гнилой. В Заволжье веру в простонародье называли кондовая (вот примерно так мне пришло на ум, опираясь на прошлое и настоящее).
С уважением, Сергей Царяпкин.
В черную рамень занес меня мокрый октябрь.
Я в тесовом краю бывших строгих традиций.
В черную рамень занес меня мокрый октябрь.
В марь глухую, с трухлявою крышей,
Где бьет дождик косой одинокий фонарь.
- Где приют мне найти? - я спросил в слух невольно.
Жив ль отшельник в прозябших местах?
Напрашусь на постой от его хлебосольно
Вон дымок из трубы тянет в метрах пятьстах.
На дворе непогода весь снег робкий съела.
Завтра ж праздник - престол на селе.
Тишина. Стая последних грачей пролетела.
Как всегда на Покров по ночной черной мгле.
Новый день не услышит гармошки,
Тостов мудрых про пьянство, мол в волю не пей.
В покосившие дома и разбитые напрочь окошки,
Мертвецы из погоста костят неродивых детей.
Макарьевскому сельсовету Ветлужского района
Покров 2014
Последний поэт деревни Сергей Царяпкин